Брачный союз - брак (семейный союз)

 

Брак или брачный союз, супружество

Брачный союз (брак; производное от глагола брать, или брачный союз, супружество - регулируемая обществом и, в большинстве государств, регистрируемая в соответствующих государственных органах семейная связь между двумя людьми, достигшими брачного возраста, порождающая их права и обязанности по отношению друг к другу, а также, при появлении у пары детей, - и к детям. Для заключения брака необходимо взаимное согласие вступающих в брак и достижение ими брачного возраста. В ряде стран при оформлении брака заключается брачный контракт. 

| | |

Мужчина в браке называется муж или супруг, женщина - жена или супруга (мужчины, не вступившие в брак, называются неженатыми или холостыми; женщины, не вступившие в брак, называются незамужними). Супруги, как правило, проживают вместе, имеют общую собственность, вступают в сексуальные отношения, растят детей. В некоторых государствах брак допускает семейную связь между мужчиной и несколькими женщинами (полигамия), реже между женщиной и несколькими мужчинами (полиандрия). В некоторых странах разрешены однополые браки.

В браке упорядочивается и реализуется естественная потребность людей в продолжении рода, преобразованная социальными условиями и культурой. Во многих обществах существует запрет на близкородственные браки. Однако, существуют браки, в которых детей не может быть ввиду бесплодия одного или обоих супругов, либо из-за того, что супруги вышли из репродуктивного возраста.

Как правило, брак подразумевает ведение супругами совместного хозяйства и наличие общего имущества, передаваемого по наследству, а также воспитание ими детей. Брак пользуется охраной и покровительством законов лишь при совершении по известным формам, с соблюдением установленных в законах условий; влечет за собой известные юридические последствия в области личных и имущественных прав и обязанностей супругов по отношению друг к другу и к детям (право на содержание, наследование и пр.).

В то же время в различных странах мира, помимо брака как союза мужчины и женщины, на различных исторических промежутках времени, а в некоторых странах - и в настоящее время практикуется полигамный брак. Кроме того, в ряде стран мира с недавних пор регистрируют однополые брачные союзы, что является предметом острых политических и общественных разногласий.

 

Виды брака с точки зрения половой принадлежности партнёров

Разнополый брак (существует во всех странах). Разнополый брак, то есть регистрируемая в соответствующих государственных органах постоянная связь гетеросексуальной пары, как правило, основанная на личных чувствах и сексуальных отношениях, преследующая цель поддержки семьи, существует во всех странах мира.

Однополый брак (существует не во всех странах). Однополый брак, то есть регистрируемая в соответствующих государственных органах постоянная связь гомосексуальной пары, как правило, основанная на личных чувствах и сексуальных отношениях, преследующая цель поддержки семьи, существует не во всех странах мира.

Во многих странах Запада (Дания, Норвегия, Швеция, Гренландия, Исландия, Испания, Нидерланды, Франция, Бельгия, Германия, Финляндия, Люксембург, Новая Зеландия, Великобритания и Северная Ирландия, Чехия, Швейцария, а также некоторых регионах стран Северной и Южной Америки) однополые пары могут заключать брак или гражданские союзы. Некоторые церкви и синагоги также признают гомосексуальный брак (например, Шведская епископальная церковь и реконструктивистская ветвь иудаизма). В соответствующих национальных языках и законодательствах используется то же слово, которое переводится на русский язык как <брак>; заключение такого союза порождает сходные с браком юридические последствия (например, ПАКС во Франции). В большинстве стран, в том числе и в России, однополые браки не признаются и не регистрируются.

 

Виды брака с других точек зрения

  • Гражданский брак - брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церкви. В РФ единственно возможный вид брака (на который распространяется гражданское право). Также <гражданским браком> зачастую ошибочно называют сожительство.
  • Церковный брак - освящённый церковью брак. Во многих странах имеет юридическую силу, в некоторых является единственной легальной формой брака. Другие государства (в том числе и Россия) в настоящее время не признают юридической силы церковного брака, поэтому священники перед его заключением рекомендуют провести регистрацию в органах ЗАГСа. В православии, протестантизме и в католицизме бракосочетание является одним из таинств - Венчанием.
  • Мезальянс - брак между лицами неравного положения.
  • Морганатический брак - разновидность мезальянса, в результате которого лицо низшего социального положения не повышает его. В настоящее время это понятие сохранилось в династических регламентах и законах ряда стран.
  • Временный брак - в отдельных странах законодательство признаёт его юридическую силу. Продолжительность определяется соглашением сторон и устанавливается в брачном договоре. Одновременно устанавливается размер выкупа, который супруг передаёт жене в таком браке. По истечении срока, на который он был заключён, брак и всякие правовые отношения между супругами считаются прекратившимися.
  • Гостевой брак - зарегистрированный надлежащим образом брак, при котором супруги не ведут совместного хозяйства, живут раздельно. Современная форма парного брака.
  • Никах - брак по законам ислама.

 

Смежные термины

  • Фактический брак (в российском праве - сожительство) или незарегистрированный брак, часто нетерминологически называемый <гражданским> - отношения между партнёрами, не оформленные в установленном законом порядке. Даже при ведении общего хозяйства и/или наличии общих детей (см. гражданский брак) признаётся не всеми религиозными направлениями. В СССР юридически признавался в 1926-1944 гг. Согласно ныне действующему Семейному кодексу РФ, незарегистрированное совместное проживание мужчины и женщины не порождает брачных прав и обязанностей, хотя права детей, рождённых в браке, не отличаются от прав детей, рождённых вне брака (более того, у первых в некотором смысле даже больше прав: в случае смерти одного из родителей второй, брак с которым не был зарегистрирован, не имеет прав на наследство по закону, и детям соответственно причитается бо?льшая доля). Законодательством некоторых зарубежных стран признаётся на правах конкубината.
  • Брак по расчёту - это брачный союз, заключаемый не по причинам отношений, семьи или любви. Вместо этого такой союз устраивается ради личной выгоды или других видов стратегических целей, таких как политический брак, например. Фраза заимствована от французской mariage de convenance - брак по приемлемости. Метафорическое использование фразы. Термин <брак по расчету> является также обобщением любого партнёрства между группами или отдельными лицами за их обоюдный (порой не легитимный) интерес, или между группами или отдельными лицами, сотрудничество которых при обычном раскладе считалось бы неприемлемым. Примерами могут служить <правительство национального единства> Израиля, существовавшего в 1980-е годы или в Великобритании времен Второй мировой войны. Точнее говоря, сожительство относится к политической ситуации, которая может возникнуть в странах с полу-президентской системой (особенно во Франции), где президент и премьер-министр принадлежат противоположным политическим блокам.
  • Фиктивный брак. Притворная регистрация брака без намерения обеих сторон или одной из них создать семью называется фиктивным браком. Фиктивный брак может заключаться по разным мотивам: получение гражданства, политического убежища, жилища, наследования имущества, получение пенсии, другие корыстные и иные цели. Доказанное отсутствие намерения создать семью в России является основанием для признания брака недействительным.
  • Брак по принуждению - это термин, применяемый для описания брачного союза, в котором одна или обе стороны женились без его или её согласия или против его или её воли при содействии их родителей или третьей стороны (свата) при подборе супруга, хотя разница между последними двумя может быть незначительной. Практика браков по принуждению была весьма распространенной среди высшего класса в Европе до XX в., и она до сих пор встречается в некоторых частях Юго-Восточной Азии, Ближнем Востоке, Африке. Браки по принуждению на Западе устраиваются в основном для выходцев из этих стран. Почти во всех браках невеста (нежели чем жених) становятся супругами не добровольно. ООН видит браки по принуждению как форму нарушения прав человека, поскольку они не соответствуют принципу свободы и независимости человека. Римская католическая церковь полагает, что основание для вынесения решения брака недействительным является вполне веским - для действительности брака обе стороны должны дать своё согласие свободно, без нажима со стороны. Исторически, брак по принуждению устраивался для того, чтобы требовать от пленника (раба или военнопленного) слиться с обществом пребывания, и принять его или её судьбу. Одним из примеров служит английский кузнец Джон Р. Джевитт (англ. John R. Jewitt), который провёл три года в качестве пленника среди индейцев племени нутка на Тихоокеанском Северо-западном побережье в 1802-1805 гг. Его заставили жениться по решению совета вождей, считающих, что жена и семейная жизнь могут примирить его остаться на всю жизнь с теми, кто его взял в плен. Перед Джевиттом предстал выбор между согласием на брак по принуждению и смертной казнью для него и его <отца> (второго товарища, вместе с которым Джевитт попал в плен). Доведённый до такой крайности, со смертью с одной стороны и брачным союзом с другой стороны, я посчитал, что лучшим выходом будет выбрать меньшее из двух зол". В кино. В британском фильме <Восток есть Восток> показана практика браков по принуждению: отец-пакистанец (женатый на британке) заставляет своего старшего сына жениться и, после побега сына, повторяет попытки со следующими двумя старшими сыновьями.
  • Брак по залёту - это вид брака по принуждению в случае незапланированной беременности. Некоторые религии и культуры видят моральный императив в данном случае жениться, на основании того, что внебрачные связи являются греховными. Фраза <брак по залёту> является разговорным выражением, русская этимология которого не установлена, также фраза является аналогом американской фразы <браком под дулом дробовика> (англ. shotgun marriage), гиперболически описывающей сценарий, в котором отец беременной девушки прибегает к применению силы (угрожая дробовиком, например) для того, чтобы заставить парня, ставшего причиной беременности девушки, пройти через это, даже иногда проводя до алтаря парня во избежание его побега. Применение силы для насильственного получения согласия жениться в США не является больше законным, хотя в анекдотах и прочем фольклоре встречаются записи подобных примеров запугивания в XVIII и XIX вв. Целью подобного брака является взятие ответственности за ребёнка его отцом как гарантия того, что ребёнок будет воспитываться обоими родителями и гарантия того, что у матери будет материальная поддержка. В некоторых случаях главной целью является восстановление чести матери в глазах общества. Браки по залету становятся менее позорными, ассоциирующимися с внебрачным рождением ребёнка, поскольку количество таких браков растет, с одной стороны, а с другой стороны растущие возможности предохранения и абортов уменьшают необходимость в предоставлении матерям-одиночкам выдавать пособия. В Японии термин <брак по залету> возник в поздние 1990-е, хотя не несет в себе подобной этимологии с английской фразой <брак под дулом дробовика>, скорее <Ой, оказывается залетела>. Намиэ Амуро, считается, положила начало тенденции жениться и иметь детей в молодом возрасте (19-20 лет). Данная практика широко освещалась и распространялась в поздние 1990-е и в первом десятилетии XXI в. Среди знаменитостей с браками по залету есть Нозоми Цудзи и Анна Цутия. Более того, имеется тенденция браков по залету среди старшего поколения по разным причинам, включая недостаток стимула и социально-экономические факторы. Такими примерами могут служить Лия Дизон и Мияви В Китае термин (Пиньинь: Fengzichenghun (буквально < Сосватанный ребёнком>) означает рождение ребёнка вне брака. Хотя тенденция таких браков растет, к ним относятся с порицанием и критикой.
  • Компенсационный брак - также известный под другими именами, такими, как ванни, свара, или сань чатти - это традиционная практика браков по принуждению девушек для решения межплеменных распрей в некоторых частях Пакистана и Афганистана. Хотя данная практика является запрещенной в Пакистане, она все ещё широко применяется в провинции Хайбер-Пахтунхва.
  • Брак по договоренности - это практика, в которой кто-то кроме самой пары, делает подбор жениха или невесты, тем временем укорачивая или вовсе опуская процесс ухаживания. Подобные браки глубоко укоренились в королевских или аристократических семьях по всему миру. На сегодняшний день браки по договоренности широко распространены в Южной Азии (Индия, Пакистан, Бангладеш, Шри-Ланка), в Африке, на Ближнем Востоке и Юго-восточной Азии и Восточной Азии до определённой степени. Другие сообщества, практикующие данный обряд - это Церковь Объединения и евреи-хасиды. Данный вид бракосочетания не следует путать с браками по принуждению, в котором некто силой заставляет жениться на нём или ней. Браки по договоренности встречаются в индийской, традиционной европейской и африканской культурах, особенно среди знати, и обычно устраиваются по решению родителей или старших членов семьи. Подбор может осуществляться родителями, сватом, брачным агентством или доверенной третьей стороной. Во многих сообществах священники или духовные лидеры, так же как и родственники или семейные друзья играют важную роль в сватовстве. Вариации Браки по договоренности варьируются как по характеру, так и по длительности встреч от первого свидания до помолвки. При браке по договоренности, ограниченным лишь знакомством, родители знакомят их сына или дочь с потенциальным женихов или невестой. С этого момента дети вправе завязывать отношения и сделать выбор. Установленного времени как такового, не существует. Это явление распространено в сельских местностях Северной Америки, Южной Америки и особенно в Индии и Пакистане. Подобное встречается в Корее и в Японии. Такой тип браков по договоренности часто встречается в Иране под названием хастегары. Данный не ограниченный временем процесс требует значительно большего мужества со стороны родителей, а также со стороны будущего жениха или невесты, по сравнению с браком по договоренности с установленным лимитом времени. Мужчины и женщины боятся позора и эмоциональной травмы, которую можно получить от возможного отказа, и поэтому избегают процесса ухаживаний. В некоторых случаях, будущий брачный партнёр может подбираться самими детьми, а не родителями или сватом. В подобных случаях родители должны дать несогласие на подбор и не разрешить браку состояться, или дать согласие на подбор и согласиться на проведение женитьбы. Подобные случаи отличаются от браков по любви, поскольку процесс ухаживания укорочен или вовсе отсутствует, а родители обладают прерогативой дать несогласие на подбор. Браки по договоренности в Корее Браки по договоренности популярны в Южной Корее. Корейцы относят такой тип браков к Сон (Seon). В основном, родители устраивают свидание вслепую, но это вправе пары решать, хотят ли они жениться. Однако, предварительное знакомство и изучение кандидата родителями увеличивает шансы на успех по сравнению с обычным свиданием вслепую, должна ли пара решиться на женитьбу. Причина, по которой подобный тип брака приветствуется в Корее, это то, что это вопрос не только индивидуального предпочтения, а вопрос слияния двух родов. Поскольку с потенциальным кандидатом заранее знакомиться и тщательно рассматривают кандидатуру, пара столкнется с гораздо меньшим сопротивлением со стороны членов семьи. Крайне редки случаи, когда первый Сон ведет к свадьбе, успех приходит только с проведением множеств встреч Сон с различными кандидатами. Начиная с первого свидания пара начинает встречаться на протяжении нескольких месяцев перед проведением свадьбы. Различия между браком по договоренности и браком по любви размыты в современной Корее, однако в браках по договоренности обнаруживается большая степень вовлечения в процесс членами семьи. Сваты и брачные агенты распространены в Корее. Семьи представляют своих сыновей или дочерей свату, или же холостой мужчина или женщина договариваются о встрече с агентом для анализа их резюме и семейной истории с целью найти брачного партнёра, подходящего по социальному статусу и зарплатному потенциалу. Корейцы ведут точную запись родословия и все это обозначено в резюме. Брачные агенты получают плату за свои услуги.
  • Брак по любви - это союз двух лиц, основанный на взаимной любви, привязанности, влечении и обязательствам. Хотя данный термин несколько отличается в Западном понимании, где все брачные союзы рассматриваются как <браки по любви>, он где-то имеет значение, характеризующее понятие брака, которое отличается от <браков по договоренности> и <браков по принуждению>. Институт брака по любви появился относительно недавно, с XVI в. в Европе, когда странствующие трубадуры романтизировали запрещенные в то время браки по любви, которые самостоятельно и в тайне устраивались между отлученными сужеными вне церкви. До этого история знала только легитимное создание брака с благословения духовенства или церкви. Родители могли давать благословение от имени церкви или духовенства. В зависимости от культуры, браки по любви могут быть непопулярными и не одобряемыми. Понятие <брака по любви> на Востоке (Юго-восточная Азия) отличается от понятия <брака по любви> на Западе. Если на Западе брак по любви является предпочтительным по сравнению с браком по договоренности (с браком по расчету, например), то на Востоке, традиционно - наоборот. Браки по любви считались родовым позором, хотя современный американизированный Восток ныне рассматривает браки по любви обычным явлением. Браки по любви в Корее Браки по любви в Южной Корее зачастую встречают значительное сопротивление со стороны родителей и членов семьи, и пара предпочитает лучше расстаться, чем пойти против воли родителей.
  • Полигиния - одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами. Конечно, брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно, причём возможны градации. В шариате есть ограничение на количество жён - не более четырёх (N?4). Все остальные жительницы гарема жёнами не считаются, однако у них есть определённые гарантии (от хозяина гарема) признания ребёнка в случае его рождения.
  • Полиандрия - одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами. Встречается редко, например, у народов Тибета, Гавайских островов. Следы полиандрии замечены в <Махабхарате> (5+1: Драупади была женой всех братьев Пандавов).
  • Групповой брак - исторически первая форма брака, при которой в брачные отношения вступали два рода людей, а не отдельные люди. Каждый человек из одного рода мог своевольно находиться в свободных от обязательств половых отношениях с одним (или несколькими одновременно) представителями противоположного пола из второго рода, но не своего, внутриродовые карались смертью. Имущественные отношения при этом регулировались внутриродово, отношения детопроизодства - межродово. Также в обиходе групповым браком (M+N) часто называют сожительство нескольких женщин (N) с несколькими мужчинами (M). В наше время является формой экспериментов молодёжи. В русском языке называется <шведской семьёй>, хотя сами шведы выступают против такого определения.
  • Похищение невесты - традиция, связанная с заключением брака, в различных культурах.
  • Виртуальный брак - форма постоянных отношений через международную компьютерную сеть Интернет между пользователями с их регистрацией на специализированных сайтах. Виртуальный брак юридически не является браком и не признаётся государством и некоторыми мировыми религиями, но при этом имитирует институты бракосочетания, регистрации, семейной жизни, принятые в обществе. Виртуальные браки намного дешевле традиционных: они не требуют ни присутствия родственников, ни подарков, ни банкетов. Будущие <супруги> знакомятся через Интернет и проходят через процедуру виртуального бракосочетания с участием свидетелей на специальных сайтах, получая компьютерные <свидетельства о браке>, которые не имеют никакой юридической силы, но важны с точки зрения личных отношений. При этом <обрученным> предоставляется отдельная <комната> в чате, для того, чтобы они могли спокойно общаться. Подобные браки на расстоянии очень популярны среди мoлoдёжи. В Китае уже было зарегистрировано 50 тысяч виртуальных браков. Правоведы из исламского университетa <Аль-Азхap> заявляют, что браки через Интернет незаконны и противоречат шариату, детально разработавшего всю процедуру и положения свадьбы по-мусульмански. Например, жених и невеста должны заявить о согласии вступить в брак в присутствии свидетелей, находясь в одной комнате, а не на расстоянии, обязательно согласие родственников и т.д. Иногда такие виртуальные семьи обзаводятся виртуальными детьми, машиной, домом и дачей. Одновременно виртуальные браки подвергаются жесткой критике со стороны консерваторов. Они считают, что новомодные веяния подрывают устои традиционной семьи. Известны случаи, когда реальные семьи распадались из-за ревности одного из супругов к подобным отношениям другого.
  • Левират (от лат. levir - деверь, брат мужа), ужичество - брачный обычай, свойственный многим народам на стадии патриархально-родового строя, по которому вдова была обязана или имела право вступить вторично в брак только с ближайшими родственниками своего умершего мужа, в первую очередь - с его братьями. В представлении отдельных народов левират выступал одним из средств продолжения рода умершего ближайшими родственниками.
  • Посмертный брак - это брачный союз, в котором один из членов является покойным. Он является законным во Франции, и схожие разновидности практикуются в Судане и Китае. Со времен Первой мировой войны во Франции поступали десятки запросов каждый год, и многие были приняты.

 

Светское понимание брака

Брак изначально создан в древних догосударственных образованиях (как обычай) и государствах (как институт, зачастую имеющий религиозную форму) для регламентации вопросов, связанных с созданием и функционированием семьи, в том числе вопросов, связанных с детьми. Именно в связи с появлением парного брака, как считается, появилась возможность фиксации отцовства. Впоследствии отсутствие такой фиксации в традиционных обществах приводило к тому, что внебрачные дети были ущемлены в правах по отношению к <законным> (рождённым в браке) детям. С этим мнением светских исследователей во многом согласуется и религиозная точка зрения у адептов ряда мировых (т. н. авраамических) религий. Повеление <плодиться и размножаться> дополнено словами <будут двое одна плоть>. Аналогично мыслят и некоторые другие конфессии, например, индуисты, с чем связан крах гос. политики ограничения рождаемости в Индии.

В ряде стран брачное законодательство ещё дифференцирует права детей, рождённых в браке или вне брака. В России у внебрачных детей те же права, что и у рождённых в браке, если их признают оба родителя. Однако при отказе отца признавать внебрачного ребёнка своим отцовство зачастую приходится специально доказывать в суде. Что интересно, семейное законодательство в России формально сильно ограничивает права родителей на распоряжение детскими правами, запрещая отказ законного представителя ребёнка от принадлежащих ему прав и собственности. В значительном количестве стран для усыновления сироты требуется состоять в браке, одиноким усыновлять детей не разрешается.

Государства нашего времени часто поддерживают семью в качестве <ячейки общества>. Это связано с тем, что именно семья выполняет основную работу по воспитанию детей. Несмотря на то, что в ряде стран (включая Россию) эта поддержка мала, она существует, невзирая на финансовые трудности, поскольку востребована обществом. Многодетные семьи получают дополнительную поддержку.

 

Религиозное понимание брака

В иудаизме. Иудаизм рассматривает брак как наиболее желательный статус человека и видит в нём социальную институцию, созданную Богом во времена творения. Согласно Библии, целью брака являются взаимопомощь между мужчиной и женщиной, их плотская близость и продление и увеличение рода человеческого. Хотя в библейские времена в высших слоях общества и была распространена полигамия, многочисленные упоминания одной жены позволяют полагать, что моногамия была основной формой брака. Неоднократно встречаемое в книгах пророков метафорическое сравнение отношений Бога и Израиля (или Иерусалима) с отношениями между женихом и невестой или мужем и женой также имело в своей основе моногамный брак, ибо лишь ему могла быть уподоблена связь между Богом и единственным избранным Им народом.

В христианстве. Христианство полагает брак богоучреждённым пожизненным союзом мужчины и женщины. Так, Иисус Христос, отвечая на вопросы о допустимости развода, после чего утверждает принцип нерасторжимости брака.

В исламе. Брачные отношения в исламе основаны на принципах гласности (тайнобрачие трактуется как распутство), добровольности и обязательности уплаты мужем подарка (махр). Согласие на брак со стороны законного опекуна (вали) девушки предпочтительно (оговорено в хадисах), но не обязательно.

В буддизме. Нарушение супружеской верности является нарушением одного из принципов Учения. В то же время брак как таковой является исключительно светским.

 

Готовность молодёжи к браку

Психологический словарь трактует психологическую готовность к браку как систему психологических характеристик субъекта, обеспечивающих успешное вступление в брак. Она включает в себя: физиологическую готовность к браку (способность к репродуктивной функции); общеличностную готовность (необходимый уровень психического развития - психологическая зрелость).

Этой проблемой занимались Борман Р., Шилле Г., Т. В. Андреева, И. В. Гребенников и В. А. Сысенко. И. В. Гребенников пишет о том, что вступление в брак означает создание семьи и порождает новые права и обязанности по отношению друг к другу и к будущим детям.

Супруги имеют равные права и обязанности: совместно воспитывают детей, по обоюдному согласию решают все вопросы семейной жизни. Они имеют равные права владения, пользования и распоряжения имуществом, нажитым во время брака, по взаимном материальном содержании друг друга. Супруги свободны в выборе занятий, профессии и места жительства.

Т. В. Андреева, И. В. Гребенников и В. А. Сысенко выделяют три основные ступени готовности молодёжи к браку:

  1. Физическая зрелость. Принято считать, что наступление брачного возраста означает завершение физического развития человека. И действительно, его рост, масса тела, окружность грудной клетки, мышцы по своим размерам приближаются к их размерам у взрослого человека. В юношеском возрасте завершается пубертатный период, то есть период полового созревания. Физиологи считают его одним из наиболее ответственных в жизни человека. Это означает способность молодых людей к зачатию ребёнка без ущерба для своего здоровья, а для девушки ещё и способность выносить и родить здорового ребёнка. Конечно, половая зрелость - одна из важнейших основ супружества. Но половая зрелость ещё не показатель социальной и психологической готовности к браку. Не означает она и готовности к гармоничной сексуальной жизни в браке. А ведь необходима ещё и этическая, и экономическая готовность к семейной жизни, не обойтись и без овладения азбукой воспитания детей, самовоспитания. Поэтому непросто определить, кто из восемнадцатилетних уже социально и морально готов к браку, а кто ещё смотрит на взрослую жизнь глазами ребёнка;
  2. Социальная зрелость. Среди принятых в обществе показателей социальной готовности к созданию семьи авторы перечисляют следующие: завершение образования, приобретение профессии или продолжение получения высшего образования, начало самостоятельной трудовой деятельности. С этим неразрывно связанно социально - экономическая готовность к браку, суть которой состоит в возможности молодых людей самостоятельно материально обеспечить себя и свою семью. Однако часть молодых людей становятся экономически независимыми от родительской семьи в 18-19 лет, а другая часть ещё пять - семь лет пользуется материальной помощью родителей. Это противоречие - серьёзное препятствие на пути упрочнения брачных союзов. Социальная готовность к браку включает осознание молодыми людьми того, что они берут на себя ответственность друг за друга, за семью, за детей;
  3. Этико-психологическая готовность к браку. Ключевой предпосылкой гармонии супружества и прочности семьи является этико-психологическая готовность вступающих в брак. Она включает очень многие факторы, которые взаимодействуют между собой. Юношу или девушку нельзя считать подготовленными к браку, если у них не сформирован идеал современной семьи, если они не имеют ясного представления о том, зачем вступают в брак, чего ждут от семьи, какие семейные отношения хотят построить, какие обязанности на них налагает супружество, родительство. Будущие супруги должны быть готовы к тому, чтобы сознательными совместными усилиями создать благоприятные условия для жизни семьи, для каждого его члена.

С семьёй человека, как правило, связывает своё стремление быть счастливым. И очень важно уже с раннего детства активно прививать детям правильное представление о личном счастье. В основе этого представления должно быть понимание того, что оно невозможно без процветания Родины, без дружной семьи, без детей, без умения делать людям добро, быть трудолюбивым. На отношения между супругами, на характер семейной жизни определённое влияние оказывают мотивы вступления в брак. Осознание их - важный показатель этико-психологической готовности к семейной жизни.

 

Популярность института брака в обществе

По мнению психотерапевта Александра Полеева, семья как таковая становится всё менее и менее популярной формой жизни, формой отношений мужчины и женщины. Место семьи довольно быстро, прямо на наших глазах, занимают другие формы отношений: гостевые, экстратерриториальные, парциальные, договорные и некоторые другие.

Как показывает статистика, процент людей проживающих в незарегистрированном или фактическом браке растёт по всему миру, и не имеет чёткой зависимости от уровня жизни в данной стране, а процент взрослых людей, состоящих в традициооном браке, соответственно падает. Например, ещё в 1960 году примерно 5% детей в США рождалось у незамужних женщин, но уже в 1980 году эта цифра достигла 18%, а в 2009 году 41%, - т.е. рост почти в 8 раз за 50 лет. В Европе процент фактических браков также неуклонно растет на протяжении последних десятилетий. По данным Евростата, в 2011 году 37,3% всех родов в 27 странах ЕС были внебрачными. Большинство детей родилось вне брака в Исландии (64,3%), Эстонии (59,7% ), Словении (56,8%), Болгарии (56%), Норвегии (55%), Швеции (54,2%) и Франции (55%). Другими европейскими странами с высоким уровнем внебрачной рождаемости являются Бельгия (49 %), Дания (48,6%), Великобритания (46,9%), Латвия (43,7%), Нидерланды (43,3%), Венгрия (42,2%), Чехия (41,8%), Финляндия (40,8%), Австрия (40,4%), Словакия (34%), Германия (33,5%). Чуть ниже доля внебрачных рождений в Греции (8,1%) и на Кипре (15,2%). В России почти каждый третий ребенок (30%) в 2010 году родился вне брака.

Однако лидерами по внебрачным отношениям являются страны Латинской Америки, несмотря на высокую долю религиозных католиков в этих странах. По данным ООН, в 1998 году от 55% до 74% детей в латинских странах рождены вне брака, и это там стало скорее нормой, чем исключением. Так доля детей, рожденных вне брака: в Мексике составляла 41,5%, в Чили - 43,6%, в Пуэрто-Рико - 45,8%, в Коста-Рике - 48,2%, в Аргентина - 52,7%, в Белизе - 58,1%, в Сальвадоре - 73%, в Панаме - 80%.

 

Цитаты о браке

  • Будь каждый каждому такой опорой, чтоб, избавляя друга от обуз, к одной мечте идти одною волей. (Микеланджело Буонарроти).
  • Брак - это война между мужчиной и женщиной, победителю достается свобода. (Оноре де Бальзак).
  • Брак - и не рай и не ад, это просто чистилище. (Авраам Линкольн).
  • Брак - сообщество, состоящее из господина, госпожи, и двух рабов, общей численностью в два человека. (Амброуз Бирс).
  • Брак - это попытка создать нечто прочное и долговременное из случайного эпизода. (Альберт Эйнштейн).
  • Брак должен быть бесконечным взаимным воспитанием. (Анри Амиель).
  • Брак есть союз, которым мужчина обязывается всю жизнь жаловаться на свою беду. (Теодор Гиппель).
  • Брак и его узы - или величайшее добро, или величайшее зло; середины нет. (Вольтер).
  • Господство мужчины в браке есть простое следствие его экономического господства и само собой исчезает вместе с последним..
  • Брак по расчету довольно часто обращается в самую грубую проституцию - иногда обеих сторон, а гораздо чаще жены, которая отличается от обычной куртизанки только тем, что отдает в наем свое тело не сдельно, как наемная работница, а раз и навсегда продает его в рабство. (Фридрих Энгельс, <Происхождение семьи, частной собственности и государства>).
  • Брак - это икра на завтрак, на обед и на ужин: тем, что обожаешь, тоже можно обожраться до тошноты. (Фредерик Бегбедер <Любовь живет три года>).
  • Быть женой - это серьезное, а часто еще и утомительное и скучное дело. (Ширли Конран).
  • В каменном веке невесту под венец было принято тащить за волосы. В наш век за волосы приходиться тащить жениха. (Борис Кригер).
  • Все счастливые семьи одинаковы, все несчастные семьи несчастны по-своему. (Лев Толстой).
  • Женщина - спасение или гибель семьи..
  • Жена, не ведущая мужа вперед, непременно толкает его назад. (Джон Милль).
  • Женись, несмотря ни на что. Если попадется хорошая жена - станешь счастливым, если плохая - философом. (Сократ).
  • Женитьба - это радость на месяц и печаль на всю жизнь.(Арабская пословица).
  • Жениться - это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности. (Артур Шопенгауэр).
  • Жениться совсем не трудно, трудно быть женатым. (Мигель де Унамуно).
  • Мужчина может быть глупым и не подозревать об этом - но лишь в том случае, если он не женат..
  • Женщина до брака - провокатор; после брака - жандарм. (Генри Луис Менкен).
  • Женщина, смеющаяся над своим мужем, не может более его любить. (Оноре де Бальзак).
  • Женщина беспокоится о будущем, пока не выйдет замуж. Мужчина не беспокоится о будущем, пока не женится. (Шанель).
  • Женатая жизнь - вовсе не рай и не ад, - просто еще одна из возможных форм прозябания наших телесных оболочек. (Андрей Щупов).
  • Продолжение рода - в своем роде очень занимательное занятие. (Борис Кригер).
  • Натянутость в семейных отношениях возникает тогда, когда спят под одним одеялом. (Борис Кригер).
  • Пигмалион изваял Галатею вовсе не для того, чтобы она стирала ему носки. (Борис Кригер).
  • Продолжение рода нужно для оправдания суеты во имя продолжения рода. (Борис Кригер).
  • Молодая невеста мечтает о том, чего молодой жених не может ей дать. А молодой жених желает того, чего не может ему дать молодая невеста. (Борис Кригер).
  • Раньше браки было не разрушить такими интрижками. Сегодня браки стали интрижками. (Фредерик Бегбедер <Любовь живет три года>).
  • Мужчина спросил у мудреца, почему у женщин так часто болит голова, на что мудрец ответил - голова болит от слабых мужчин, а от сильных она кружится..
  • Мужчина желает получить в жены и грешницу, и ангела, но так не получается. Взяв в супруги паиньку и быстро превратив ее в кастрюлю, муж устает от ежедневных скучных сопряжений и бежит от пресной плоти жены к более пикантным удовольствиям. Зато институт брака остается священным! (Дарья Асламова).
  • Очень жаль, что невест заранее не предупреждают о том, что они когда-нибудь обязательно влюбятся снова в кого-то другого, как и их мужья. Но объяснять жизнь молодым - это трудно, больно, и они все равно никогда не верят. (Ширли Конран).
  • Кольца и свидетельства о браке, даже венчание в церкви, - это человеческий спектакль, который имеет воздействие в той степени, в какой воспринимают его участвующие стороны. (Лууле Виилма).
  • Лучший способ сохранить любовь мужчины - не выходить за него замуж. (Катрин Денев).
  • У кого жена - беда, рано борода седа. (Азербайджанская пословица).
  • Чужая жена всем девицей кажется. (Азербайджанская пословица).
  • Когда дети счастливы, родители - истинные дети!.
  • В любви теряют рассудок, в браке замечают потерю. (Моисей Сафир).
  • Каждая женщина у себя в дому и госпожа, и прислуга. (Азербайджанская пословица).
  • Вот один из лучших доводов против женитьбы: окончательно оболванить мужчину может только одна женщина - его собственная жена. (Никола Шамфор).
  • Вот три вещи, разорительные для всех и отсутствие которых позволяет разбогатеть: жена, ребенок, земельная собственность. (Эдмон Гонкур и Жюль Гонкур).
  • Если бы все те, у кого строптивые жены, дошли до отчаяния, то десятая часть человечества повесилась бы. (Уильям Шекспир).
  • Как странно! О моей бедной жене я думаю часто, но не могу думать о ней долго. (Марсель Пруст).
  • Многие женщины почему-то думают, что родить ребенка и стать матерью - одно и то же. С тем же успехом можно было бы сказать, что одно и то же - иметь рояль и быть пианистом.(Сидни Харрис).
  • Муж голова, жена - шея.(Казахская пословица).
  • Мужчины женятся со скуки, женщины - из любопытства. И те, и другие испытывают разочарование. (Оскар Уайльд).
  • Не открывайся жене и не делись с нею никакими тайнами: в супружеской жизни жена - твой противник, который всегда при оружии и все время измышляет, как бы тебя подчинить. (Эзоп).
  • Не казенная <ячейка общества>. Не романтический <союз сердец>. Единая плоть. (Сергей Аверинцев о семье.).
  • Несомненно, что самые лучшие начинания, принесшие наибольшую пользу обществу, исходили от неженатых и бездетных людей: (Фрэнсис Бэкон).
  • Неужели вы думаете, что если бы Лаура была женой Петрарки, он стал бы всю жизнь писать сонеты? (Джордж Байрон).
  • Никто не принуждается к заключению брака, но всякий должен быть принужден подчиняться законам брака, раз он вступил в брак. (Карл Маркс).
  • Один развод, наказывающий мужа за его деспотизм, предохраняет от тысячи дурных браков. (Стендаль).
  • У каждого такая жена, какая ему нужна. (Афанасий Афанасьевич Фет).
  • Семья заменяет всё. Поэтому, прежде чем её завести, стоит подумать, что тебе важнее: всё или семья. (Раневская).
  • Семья уж такая вещь, сделанная из хрупкого, легко бьющегося материала, что беречь ее обязан каждый член семьи. (Лууле Виилма).
  • Сила мужчины - в кулаках, а женщины - в слезах. (Азербайджанская пословица).
  • Союз глупого мужчины и глупой женщины порождает мать-героиню. Союз глупой женщины и умного мужчины порождает мать-одиночку. Союз умной женщины и глупого мужчины порождает обычную семью. Союз умного мужчины и умной женщины порождает лёгкий флирт.
  • Сперва любовь, потом брак: сперва пламя, потом дым.
  • Супружескую верность легче всего поддерживать при полном отсутствии поблизости лиц противоположного пола. (Борис Кригер).
  • Супружество есть рабство мужчины и отпущение на волю женщины. (Адриан Декурсель).
  • Семейное счастье произрастает на зыбкой почве взаимного уважения, но взойдя, упирается в низкий потолок взаимного упрямства. (Борис Кригер).
  • Счастье семьи опирается на благоразумие хотя бы одного из супругов. (Игорь Губерман).
  • Хорошая семья - та, в которой муж и жена днем забывают о том, что они любовники, а ночью о том, что они супруги. (Жан Ростан).
  • Хороший брак покоится на таланте к дружбе. (Фридрих Ницше).

Источник Википедия: https://ru.wikipedia.org. Содержимое предоставляется по свободной лицензии.

 

Коллекция свадебных платьев в Украине

  1. Свадебные платья, модельный ряд - Нежность от Свадебного Салона Грация (1 страница).
  2. Свадебные платья, модельный ряд - Нежность от Свадебного Салона Грация (2 страница).
  3. Свадебные платья, модельный ряд - Нежность от Свадебного Салона Грация (3 страница).
  4. Свадебные платья, модельный ряд - Нежность от Свадебного Салона Грация (4 страница).
  5. Свадебные платья, модельный ряд - Нежность от Свадебного Салона Грация (5 страница).
  6. Свадебные платья, модельный ряд - А-силует от Свадебного Салона Грация (1 страница).
  7. Свадебные платья, модельный ряд - А-силует от Свадебного Салона Грация (2 страница).
  8. Свадебные платья, модельный ряд - Бальные платья от Свадебного Салона Грация (1 страница).
  9. Свадебные платья, модельный ряд - Бальные платья от Свадебного Салона Грация (2 страница).
  10. Свадебные платья, модельный ряд - Вечерние платья от Свадебного Салона Грация.
  11. Каталог свадебных платьев Свадебное платье модель #001.

Пошив и прокат свадебных платьев в Украине - Свадебный салон Грация, г.Кривой Рог, пр-т Гагарина, 30.



2009 © Virtual Enterprise Arlekino